Процедура раскоксовки двигателя сольвентом новый подход к уходу за автомобилем
Каждый ответственный владелец автомобиля старается ухаживать за своей «ласточкой». Но приходит пора, когда машине требуется уделить особое внимание. Одним из таких моментов становится раскоксовка двигателя.
В этом случае можно обратиться в автосервис. Но те, кто дружен с техникой, проблему решают самостоятельно.
Что такое раскоксовка
Раскоксовка ДВС — процесс глубокой очистки деталей от нагара, сажи, шлака и других отложений, образующихся на внутренних поверхностях в результате работы двигателя.
К образованию этих отложений приводят различные факторы.
Дешевое топливо
Для увеличения октанового числа в состав некачественного топлива добавляют различные присадки. При сгорании они образуют большое количество нагара.
Низкосортные масла
Использование дешевых масел — прямое подтверждение поговорки «скупой платит дважды». Такие продукты производятся из низкопробных компонентов, не проходят должную очистку, имеют в составе различные примеси. В процессе работы двигателя присадки кристаллизуются и образуют коксовые отложения.
Несвоевременная замена масла
Даже применяя фирменное масло, необходимо соблюдать регламент его замены. Всякий раз, когда масло выработало свой ресурс, оно начинает загустевать, постепенно затвердевая, осаждаясь на элементах двигателя в виде шлаков и нарушая работу агрегата.
Низкий температурный режим
Те, кто пренебрегает прогревом двигателя в холодное время года, рискует быстро получить в нем нагар. Работа ДВС при низкой температуре с небольшими нагрузками приводит к неполному сгоранию топлива и последующей зашлакованности.
Езда на малых оборотах
Во время стояния в пробках двигатель работает в условиях максимальной нагрузки, но при малых оборотах. Это тоже сказывается на его состоянии.
Какой бы ни была причина загрязнения ДВС, ее последствия сказываются на качестве работы мотора. Когда количество шлаковых образований становится излишним, нарушается подвижность поршневых колец, снижается компрессия. Из-за этого падает мощность ДВС, повышается расход масла, увеличивается износ деталей, начинается неуверенный запуск двигателя.
Раскоксовка поможет свести на нет подобные неприятные последствия.
К чему приводит закоксованность двигателя
Образование нагара приводит к нарушениям работы мотора. Для корректного функционирования движка необходимы три составляющие:
- чистая камера сгорания;
- подвижные поршневые кольца;
- плотная посадка клапанов.
Все это безупречно действует, если мотор еще «свежий». По мере образования кокса, система начинает давать сбой:
- шлаки откладываются на стенках и головке блока, постепенно уменьшая размеры камеры сгорания;
- нагар появляется в проточках компрессионных колец, и они теряют подвижность;
- ухудшается отвод тепла, что приводит к перегреву двигателя;
- нагар на клапанах сужает каналы отработанных и вновь поступающих газов, из-за чего падает мощность двигателя;
- под маслосъемным кольцом забиваются каналы, не позволяя маслу нормально отводиться и повышая его расход;
- повышается износ деталей.
Если не предпринимать меры по устранению коксовых загрязнений, капитальный ремонт двигателя неизбежен.
Признаки, когда требуется раскоксовка
То, что двигателю нужна раскоксовка, можно понять по ряду признаков, проявляющихся в его работе.
Снижение мощности
Закоксованный двигатель работает значительно хуже, чем чистый. Он медленнее разгоняется, с трудом поднимается в гору, нестабильно работает на холостых оборотах.
Шум
Загрязненный мотор функционирует в усиленном режиме, поэтому создает дополнительные шумы. Это могут быть как нехарактерные звуки, так и избыточная вибрация.
Сизый дым
Если снижение мощности или шум в первое время можно не заметить, то сизый дым из выхлопной трубы сразу должен привлечь внимание. Он явный показатель того, что в двигателе имеется закоксованность. Подтверждением этого станет и большое количество сажи на краю выхлопной трубы.
Повышенный расход топлива и масла
Загрязнения сказываются не только на эффективности работы двигателя, но и на экономической составляющей — шлаковые отложения значительно увеличивают расход топлива и масла. Это ощутимо ударяет по карману владельца.
Подобные симптомы свидетельствуют о том, что с двигателем не все в порядке. Чтобы установить точную причину сбоя в работе, рекомендуется провести полную диагностику автомобиля.
Чем делают раскоксовку
Идеальный вариант избавления двигателя от нагара — его разборка и очищение каждой детали вручную. Но этого, конечно же, делать никто не станет, поскольку слишком хлопотно и трудоемко.
Обычно раскоксовку проводят с помощью разнообразных химических составов.
Есть профессиональные жидкости специального назначения, а есть народные, которые давно опробованы и применяются уже не одно десятилетие.
Керосин
Это наиболее известное средство, однако не самое эффективное. Обычно керосин смешивают с бензином или ацетоном и промывают полученным составом цилиндры. Однако эта смесь способна растворять лишь низкотемпературные смолы. Высокотемпературный нагар более жесткий, поэтому не поддается растворению.
Димексид
Димексид (диметилсульфоксид) — лекарственный препарат. Как оказалось, он обладает не только противовоспалительными и анальгетическими свойствами, но и отличными очищающими качествами.
Димексид превосходно снимает любой, даже труднорастворимый нагар. Но при этом он растворяет краску и пластик. Это приводит к отслоению краски с внутренней поверхности поддона картера. Отслоившиеся частицы засоряют сетку масляного насоса и масляных каналов.
Некоторые умельцы практикуют декарбонизацию с помощью
- бензина
- солярки
- уайт-спирита
- розжига для костра
Но самым популярным и действенным способом промывки считается раскоксовка двигателя сольвентом.
Сольвент
Сольвент — это нефтяной растворитель (нефрас). В его состав входят легкие углеводороды. Производят этот нефрас из каменного угля или нефти. Каменноугольные сольвенты отлично растворяют лакокрасочные материалы, нефтяные ликвидируют смолы, каучук, битум.
К слову, сольвент входит в состав современных раскоксовочных жидкостей, а стоит намного дешевле. Наверно, поэтому он так полюбился автовладельцам.
Порядок проведения работ
Для лучшего эффекта специалисты рекомендуют проводить очищение ДВС в два этапа: сначала провести промывку масляной системы, а затем применить сольвент.
Регламент раскоксовки двигателя сольвентом следующий:
- В старое масло добавить специальную присадку, предварительно смешав компоненты в отдельной емкости. Влить полученную смесь через маслозаливное отверстие. Дать поработать мотору 15-20 минут на рабочих оборотах или 30-40 минут на холостом ходу.
- Вывесить одно из ведущих колес с помощью домкрата.
- Вывернуть свечи зажигания и через отверстия для них залить сольвент. Заранее выставить цилиндры на одном уровне в среднее положение. Поставить на место свечи.
- Запустить мотор и дать ему поработать 15-20 минут на холостом ходу.
- Периодически прокручивать коленвал для облегчения прохождения сольвента к поршневым кольцам и успешной их раскоксовки.
- Выкрутить свечи, проверить уровень сольвента. Если он снизился, долить еще.
- Заглушив двигатель, удалить отработанный состав.
- Заправить в маслозаливную трубку промывочное масло. Дать поработать автомобилю на холостом ходу еще минут 15-20.
- Остановить ДВС, слить моющий состав.
- Произвести замену масла и масляного фильтра.
Сольвент, циркулирующий по масляной системе, раскоксовывает все поверхности, с которыми контактирует: дренаж поршней, масляные каналы, маслосъемные кольца, частично и компрессионные кольца.
Иногда сольвент добавляется непосредственно в топливо или подается во впуск. Такой метод позволяет очистить от нагара компрессионные кольца, клапаны, днища поршней, верхнюю часть камер сгорания.
Когда нужно проводить раскоксовку двигателя
Выполнять раскоксовку двигателя необходимо незадолго до прохождения технического обслуживания: замены масла, масляного фильтра или свечей зажигания.
Несоблюдение этого правила влечет серьезные проблемы, вплоть до капитального ремонта двигателя.
Специалисты рекомендуют также очищать двигатель, если неизвестна сервисная история автомобиля, залито некачественное масло или проводилась дозаливка неизвестным составом.
А вот проводить декарбонизации в качестве профилактики не следует — не стоит лить агрессивные растворители в чистый, хорошо работающий мотор.
Чем полезна раскоксовка двигателя
Благодаря процессу раскоксовки
- устраняется нагар, который появляется в результате эксплуатации двигателя;
- ликвидируются засоры, появляющиеся в системе подвода топлива;
- оживляется работа элементов и узлов ДВС;
- экономится расход топлива и масла;
- увеличивается ресурс мотора в целом;
- пролонгируется капитальный ремонт двигателя.
Выполнить раскоксовку двигателя с помощью сольвента вполне под силу человеку даже без специального технического образования.
Зато своевременная очистка сбережет движок в целости и поможет избежать капремонта мотора, сэкономив время, деньги и нервы автовладельца.
27.03.2024